Общественная дипломатия

Гербы Ереванской (Эриванской) губернии и Александрополя как символ единства армянского и русского народов

Compressed file

Не имея в течение многих веков государственности, армянский народ свято хранил память о своих корнях, о некогда могущественных царствах, никогда не теряя надежды восстановить государство. Усиление в ХVIII-ом веке позиций России на юге для христианского населения Закавказья открывало возможности освобождения от многовекового мусульманского ига. Обосновавшиеся в разных городах России представители армянского дворянства, не покладая рук, трудились над планами освобождения Армении под протекторатом России, отвечая тем самым чаяниям армянского народа. В процессе территориального расширения Российской империи и вхождения в её состав освобожденных от османского и персидского ига закавказских регионов возникла необходимость полной административной интеграции новых субъектов в состав империи. По существовавшему в ХIХ веке принципу разделения земель в Российской империи, регион главным образом был разделен на губернии, уезды и отдельные округа, подразумевающие ещё и наличие сложенной геральдической системы обозначения земель, начиная от посадов, заканчивая несколькими вариантами общеимперских гербов. Несмотря на этот порядок, далеко не все административные единицы имели свои гербы, что свойственно и закавказским губерниям. Во время более чем 100-летнего нахождения региона в составе Российской империи, гербами утверждены были в основном губернии и области, а так же некоторые города уездного значения. На протяжении этого времени несколько раз менялись образы гербов.

В этой связи интересно указать, что ещё задолго до официального выхода в мае 1827 году "предположения для сформирования армянских батальонов" в кавказском корпусе российской армии, многие армянские отряды, восставшие против турецкого и персидского ига, с начала ХVIII века поднимали стяг с российским двуглавым орлом. Известный поборник за освобождение Армении Исраел Ори (1659-1711), справедливо полагал, что в угнетенных массах армянского народа герб царя Петра Первого, на самом деле вызовет небывалый подъем духа, столь необходимый для успеха готовящегося восстания. По плану Исраела Ори, сразу же после освобождения города Нахичевани, там соберется "вся старшина и все войско их армянское и примут знамена с государевым гербом, тогда они с великим устремлением и с ревностию пойдут на неприятелей, чтоб могли от них избавитися и места свои и городы освободить". Он не ошибся: уже 26 июля 1730 года русскому резиденту (послу) в Константинополе Ивану Ивановичу Неплюеву посланник турецких министров выразил устный протест по поводу двух боевых знамён, отбитых в том же 1730-ом году у одного из армянских отрядов в сражении с турецким войском под Гандзаком (Гянджа). По мнению турецкого командования эти знамена имели российское происхождение.

Сегодня трудно сказать, имели ли они русское происхождение или были приготовлены армянами для воодушевления ополченцев, но факт состоит в том, что эта традиция была успешно применена в штандартах армянских батальонов, сформированных по майскому указу 1827 года. Детали этих боевых знамён были заимствованы впоследствии для армянских территориальных гербов. В частности, это касается изображения Спаса Нерукотворного и Ноева ковчега, как центральных фигур многих гербов.

Уже в первых проектах восстановления Армянского царства можно найти упоминания о будущих государственных символах страны. Авторы этих проектов хорошо осознавали важность эмблемики в жизни современной страны. Гербы являлись не только символом страны, но и олицетворяли характер, традиции, идеологию и преемственность данного государства, с них же и складывалась наградная система и т. д. Все эти факторы делали предполагаемые гербы не просто результатом художественного творчества, а прежде всего историческим памятником.

Возникновение и эволюция армянской геральдики ХVIII-ХIХ веков, находится в тесной связи с общеисторическим процессом Российской империи. Российская геральдика напрямую влияла на оформление гербовых проектов "Армянского царства под Российским протекторатом", а после вхождения в её состав, Армения находилась в сфере контроля имперской Герольдии. Важно отметить, что начиная с Петра I, сама геральдическая наука в России развивалась в основном по правилам западноевропейского геральдического искусства. Практика утверждения земельных и городских гербов приобрела достаточный размах при Екатерине II и продолжалась весь ХIХ век. Именно тогда некоторые армянские земли впервые были включены в комплекс подвластных России земельных гербов (печать к Георгиевскому трактату). Первоначально они использовались вместе с грузинскими гербами, в силу того, что по составленным армянскими освободительными кругами планам, Армения и Грузия, как одна единица, должны были войти под российскую протекцию. Эти формальные представления и в дальнейшем находили применение - в Большом государственном гербе Российской империи герб Армении являлся частью герба Царства Грузинского.

В 1849 году после некоторых административных реформ, в числе Тифлисской, Кутаисской, Шемаханской и Дербентской губерний в Закавказье была создана Эриванская губерния. По указу от 9 июня 1849 года об учреждении Эриванской губернии территория новой губернии разделялась на Эриванский, Ново–Баязетский, Нахичеванский, Ордубатский и Александропольский уезды.

Ереванская губерния долгое время не имела собственного герба. Только после утверждения новых проектов гербов губерний и областей Российской империи в 1878 году у Еревана появился свой. Закон о гербе вышел 5 июля 1878 года и предписывал: "В лазоревом щите, серебряная скала, увенчанная золотым русским крестом. Щит увенчан Императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевской лентою".

Интересно, что "серебряная скала" состоит из трёх вершин и вызывает ассоциацию о Святой Троице. Так же и с крестом, который, возможно, подчеркивал христианство армян, а, может, просто обозначал русское присутствие на этих землях. На наш взгляд, крест несёт в себе обе идеи.

 

Compressed file

В 1837 году близ селения Гюмри была заложена русская крепость, где в этом же году побывал Николай I. Крепость была переименована в Александрополь в честь его супруги императрицы Александры Фёдоровны. После нового раздела Закавказья в 1840 году, Александрополь был официально провозглашён городом, становясь уездным центром. 21 мая 1843 года был утвержден герб Александропольского уезда: "Щит разделен на две половины: в верхней половине щита, в золотом поле, часть герба Грузино-Имеретинского; в нижней, в зеленом поле, наклоненная серебряная лестница в знак того, что с учреждением города и нового управления, жителям дана возможность возвысить свое благосостояние; с правой стороны лестницы изображен крест, а с левой полумесяц, обращенный рогами вниз, в знак того, что город населен большею частью вышедшими из Турции христианами".

Существовала и другая, доработанная по правилам 1857 года, совершенно отличающаяся от прежних, версия: "В червленом щите золотой трехлистный крест над серебряным полумесяцем. В вольной части щита герб Эриванской губернии, щит декорирован знаменами, увенчан серебряной башенной короной".

К сожалению, проект официально не утвержден, хотя герб больше остальных составлен по геральдическим канонам: серебряная корона о трёх зубцах с орлом и двое знамён вокруг щита указывают на положение уездного города-крепости, а крест над полумесяцем символизирует, как и прежде, торжество христианства. Кстати, по данным первой всеобщей переписи населения Российской Империи, Александрополь был самым большим городом Эриванской городом Эриванской губернии по численности населения.

После революции 1917 года старые царские символы были отменены, но в отдельных случаях они ещё находили своё применение. В случае с армянскими гербами Российской империи мы убеждаемся, что христианские символы отражают сущность армянского и русского народов, являются доказательством общего видения будущего. Они так же показывают единство двух братских народов, которые прошли долгий исторический путь плечом к плечу. 

Ваэ Аветисян,

историк-педагог.

Материла представлен в рамках проекта "Единый крест: Россия и Армения" (направление "Малоизвестные страницы истории")