Праздники

Ко дню Крещения Руси

Compressed file

Самые ранние известия об обращении в христианство русов, проникновении христианства в восточнославянские земли восходят еще к первым векам новой эры. О «Крещении Руси», русско-армянских связях в своей «Всеобщей истории» повествует армянский историограф X – начала XI вв. Степанос Таронеци (Асохик). Упоминания об армянах и Армении, в частности – о «Великом Айке и Малом Айке», встречаются в древнерусском историческом памятнике «Повесть временных лет» летописца Нестора.

Согласно древним источникам, летом 955 года в столицу Византийской империи, где правила Македонская или Армянская династия императоров (867–1056 гг.),  Константинополь (именуемый русами Царьградом) из языческой Руси прибыла Великая княгиня Ольга. Вскоре под сводами собора Святой Софии русская княгиня приняла Святое Крещение и христианское имя Елена. Ее крестил константинопольский Патриарх, а крестником был сам император Константин VII Багрянородный.

В ходе очередных переговоров между Византией и Русью в 987 г. империя просила помощи против мятежников. Внук княгини Ольги Великий князь Владимир Святославович (980–1015 гг.) потребовал себе в жены внучку Константина Багрянородного и сестру императоров-соправителей Василия (Барсега) II и Константина VIII – принцессу Анну (ок. 962–1011 гг.), армянку по происхождению. Тогда же был затронут вопрос крещения Владимира и всей Руси. Условие императоров было таковым: «Ежели примешь крест и будешь единоверцем с нами, отдадим тебе сестру. А язычником останешься, так нам лучше всем полечь в бою, чем души наши обречь на муки вечные». Соглашение состоялось.

В 988 году корабль, на котором находилась принцесса Анна, с многочисленной свитой, священниками-армянами, с иконой Божией Матери и другими святынями, причалил к берегам Крыма в завоёванный Владимиром Херсонес (Корсунь) (ныне – в черте Севастополя). Здесь, в церкви Святого Василия, константинопольские священники окрестили Великого князя. Приняв широкогласное крещение, Владимир взял имя Василий, в честь императора Василия II. Вслед за этим священники окрестили всю княжескую дружину. В память об этом историческом событии Владимир заложил в Херсонесе церковь во имя Святого Иоанна Предтечи.

 Вскоре, величественно, по христианским обычаям прошла и церемония венчания русского князя, христианина Владимира-Василия и христианки–армянки Анны. Увезя с собой из Херсонеса княгиню Анну, мощи святых, иконы, церковную утварь, выведя оттуда часть священников, Владимир вернулся на родину, началось «Крещение Руси» – величайшее и судьбоносное событие не только для русского народа, славянства в целом, но и для всей христианской цивилизации. «Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив её», – говорит «Повесть временных лет». 

Имена и жития Бориса и Глеба, сыновей Владимира и Анны, известны едва ли не каждому. Принявшие мученическую смерть братья, в 1021 г. стали первыми канонизированными русскими святыми. В конце XIII – начале XIV вв. был причислен Русской Православной Церковью к лику святых и князь Владимир – Креститель Руси. С 2010 г., по федеральному закону Российской Федерации, день его почитания, 28 июля, официально становится Днём Крещения Руси.

Как слились воедино в далёком 988 г. судьбы Владимира и Анны, так и слились с тех пор неразрывно судьбы армянского и русского народов, слились на основе христианской веры и религии. И с уверенностью нужно констатировать, что становление армяно-русских связей в основе своей имело духовное, христианское начало. Эти связи на протяжении веков вылились в дружеские и братские между нашими народами, союзнические и стратегические – между нашими странами: Россией и Арменией. 

В 1997 г. в Москве на площади у Никитских ворот был установлен 4,5 метровый памятник «Единый Крест» скульпторов Фридриха и Ваге Согоянов. Две девушки–сёстры, русская и армянка возносят вместе Крест – символ единой христианской веры. На пьедестале в камне выбиты слова: «Благословенна в веках дружба народов России и Армении». В 2013 г. точная копия этого памятника была установлена в Ереване на перекрёстке улиц Московян–Налбандян–Исаакян.

Этот священный Крест наши народы с гордостью пронесли через века, уверен, он будет олицетворять наши отношения и в общем будущем.

С Праздником Крещения Руси и «Единым Крестом»!

 

Карен Гамлетович Хачатрян,

доктор исторических наук, профессор,

заместитель директора Института истории НАН РА

 

(Для оформления статьи использован фрагмент  фрески русского художника В. М. Васнецова «Крещение Руси». Фреска создана в 1895-1896 гг. и располагается над входом на хоры во Владимирском соборе в Киеве).