Литература

Лев Толстой и армяне

Compressed file

9 сентября 1828 года родился один из самых известных русских писателей, просветителей и мыслителей Лев Толстой. Ещё при жизни его называли главой русской литературы, а творчество сравнивали с мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Его творческий путь начался с автобиографической трилогии  «Детство», «Отрочество», «Юность». Также многим читателям известны романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат», «Казаки», «Крейцерова соната», цикл очерков «Севастопольские рассказы» и др.  Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма и   развитие реалистических традиций в мировой литературе. Современники отмечали демократизм и человеколюбие его идей.

Доктор филологических наук Саануш Базьян в своём исследовании «Лев Толстой и Армянский вопрос», опубликованном в журнале «Литературная Армения», рассказывает о связях писателя с армянскими деятелями.  «…в окружение Толстого входили представители знатных армянских фамилий, со многими из которых он поддерживал личные отношения: Лазаревы и Абамелек-Лазаревы, Ахшарумовы и Арапетовы, Мансуровы и Хастатовы, Мещериновы и Сумбатовы, — пишет она.  — Интересы писателя и частные знакомства с армянами не могли оставить его безучастным к судьбе нашего народа».

Личные связи сформировали симпатии Толстого к этому народу, поэтому он не остался равнодушным  к трагедии армян в Сасуне (1894 г.).  О его сочувствии говорят как его высказывания, так и письма и воспоминания общественных деятелей. «Что же касается отсутствия активных действий со стороны Толстого в связи с известными событиями, то объясняется оно толстовским пониманием христианского вероучения, идеей непротивления злу и проповедью кротости и смирения, — считает исследователь. — Некоторыми современниками, в том числе и армянами, Толстой именно так и воспринимался — как истинный ученик Христа».

Саануш Базьян обращает внимание на толстовский трактат «В чём моя вера?», который претерпел изменения в 1884 году.  «Я понял в первый раз, что центр тяжести всей мысли — в словах: «не противься злу», а что последующее есть только разъяснение первого положения, — пишет Толстой. — Я понял, что Христос нисколько не велит подставлять щеку и отдавать кафтан для того, чтобы страдать, а велит не противиться злу и говорит, что при этом придется, может быть, и страдать». 

Сохранилась переписка Льва Толстого и российского правоведа и армянского общественного деятеля Григория Джаншиева. О Джаншиеве Толстой был наслышан давно. Еще в 1893 году в беседе с врачом Минасом Мурадяном, посетившим писателя в Ясной Поляне, выразил желание познакомиться с Джаншиевым, поскольку ему импонировали его «острые, злободневные и талантливые работы», особенно статьи о преобразовательных реформах 60-х годов, об отмене телесных наказаний крестьян и т.д. Джаншиев в свою очередь с неослабным интересом следил за творческими поисками Толстого.

Среди тех, кто посещал моралистические беседы Льва Николаевича, происходившие по вторникам в его московском доме в Хамовниках, были армяне Тарагир и Васо Варданян — в ту пору студенты Московской Петровской сельскохозяйственной академии. Васо Варданян в годы учебы сблизился с Христофором Микаеляном и Симоном Заваряном, которые в 1890 году основали партию «Дашнакцутюн». Однако впоследствии он отошел от общественно-идеологических кругов — надо полагать, не без влияния «бесед» Толстого. О посещении толстовских «бесед» Тарагир вспоминает много позже в своей статье, опубликованной в бостонском журнале «Айреник» в 1936 году. 


 В 1894 году писателя посетили публицист и общественный деятель Минас Берберян и поэт и критик Юрий Веселовский: поводом послужил выход в свет изданного ими первого тома сборника «Армянские беллетристы» и желание подарить его Толстому. 
В разное время с ним также встречались Тигран Назарян, Минас Мурадян, Ованес Малхасян, Василий Вартанянц, Аршак Кайцуни, священник Срапион Самуэлян, Налеан и другие.

Самого Толстого безусловно интересовали вопросы, связанные с армянской культурой и религией. В «Яснополянских записках» писатель Душан Маковицкий отмечает: «...Толстой спрашивал его (В.Г.Шелковникова) об армянском языке, об армянской церкви, в чем отличие от православной». 

 


 (Публикуется с сокращениями) 
  Саануш БАЗЬЯН